Почему шопинг в соцсетях убивает розничную торговлю
Старая поговорка рекомендует не дарить голодному рыбу, а вручить ему удочку. В кризис, когда одни торговые площадки повышают комиссионный процент, а другие просто закрываются, «удочкой» для производителей одежды, аксессуаров и украшений стали соцсети.
Одна из привлекательных сторон соцсетей — их многофункциональность. Это та удочка, которой можно не только ловить рыбу, но и, скажем, закидывать письма в окно соседнего дома. Владелец небольшой марки получает в Facebook и Instagram бесплатную витрину для демонстрации своих изделий, почту и мессенджер для коммуникации с потенциальными клиентами, площадку для проведения лайк-конкурсов и лотерей (покупатели любят подарки) и легкий — в один клик — способ переправки потенциальных и уже заинтересовавшихся товаром покупателей в интернет-магазин дилера продукции, если таковой имеется. Создатели Facebook встроили в систему и функцию платной рекламы для расширения круга подписчиков среди выбранной целевой аудитории. Можно продвигать свои изделия в личном аккаунте, можно создать аккаунт бренда, а лучше использовать и то, и другое.
Павел Рыженков, ювелир:
«Закончив украшение, я испытываю восторг. Порой просто в груди щекотно от удачно сделанной работы. А таким чувством хочется поделиться. Вот я и выкладываю в соцсети результаты своего труда. Кто-то «лайкает», показывает и рекомендует друзьям. Нельзя сказать, что я намеренно веду Instagram в рекламных целях, но эти функции сами собой работают. Соцсети устраняют дилерское посредничество, прямой контакт с клиентом приятен и мне, и клиенту. Мне — потому, что я могу максимально точно понять, что заказчик хочет получить. А клиенту — потому, что он приобщается к созданию работы. Покупатели «лайкают», пишут мне и делают заказы, в индивидуальном порядке я могу сделать скидку.
Сети для меня выгоднее, чем сдавать вещи на реализацию: мне не нужно делиться с посредником и платить за аренду торговой точки. Но аккаунт — это инструмент, его надо настраивать, развивать, делать интересным. Грамотно выдерживать в одном стиле, регулярно обновлять статусы, публиковать новые работы, добавлять описания. Это задача пиарщика на самом деле. Не все мастера могут себе позволить держать пиарщика».
Анастасия Кокеева, основатель и дизайнер ювелирного бренда MyKi:
«Когда мы основали марку четыре года назад, оффлайн-магазины были нашими основными партнерами. Сегодня 90 процентов продаж приходится на интернет. В социальных сетях бренд MyKi представлен на Facebook и в Instagram — в нашем случае я бы назвала их идеальной витриной. Непосредственные продажи через аккаунт случаются редко, но часто клиенты, видя то или иное фото, связываются с нами, задают вопросы, смотрят варианты и тогда уже совершают покупку. Кроме того, некоторые наши партнеры нашли нас через соцсети. Например, ГМИИ им. Пушкина, для которого мы в итоге сделали специальную коллекцию «Le Tresor de Troi».
Анна Доконт, директор по развитию бренда Alchemia Jewellery:
«У нас идут продажи через Instagram и Facebook. Размещаем в аккаунтах фотографии наших украшений, даем ссылки на сайт. Везде указаны наши контакты, и люди звонят или оформляют заказы через интернет-магазин. Год назад у нас имелись группа во «ВКонтакте» и страница в Facebook, но они были не очень активными. Мы стали развивать эти направления, аудитория выросла за это время в десять раз. В соцсетях удобно давать рекламу, она стоит недорого и можно отследить каждого покупателя. Легко распространять акции и новости. Охват публикаций — от 500 до 7000 пользователей. Мы регулярно устраиваем конкурсы и дарим что-то из своих изделий. Это тоже расширяет аудиторию и вовлекает как существующих клиентов, так и потенциальных в диалог с маркой. Сильный инструмент — красивые фотографии: соцсети на 90 процентов визуальны.
Очень важно активно реагировать на комментарии и вопросы. У нас время отклика — три минуты. Уведомления приходят всем сотрудникам, и отвечает первый, кто может отложить остальные дела».